Пилигримы-крестоносцы в Пруссии

Немецкий (Тевтонский) орден в Испании

"Ледовое побоище" - о построение свиньёй или острой колонной.

Тевтонский орден и нацисты

2 мая 2010 г. «Замок Инстербург» Доклад.

 

Как ни покажется странным, но Тевтонский орден в послеорденской Пруссии не  пользовался популярностью. Причин на то несколько.  Прежде всего, они были католики, а Пруссия перешла в ортодоксальное воинствующее лютеранство.  17-18 века в Пруссии наступает полное забвение ТО. Практически ни один из историков того времени не написал ни одного исследования по его истории. Если были упоминания то только негативные.

Памятники архитектуры оставленные орденским периодом не вызывали пиетета, в эти века готика считалась варварской архитектурой. Что бы как - то эту готику прикрыть практически все храмы и остатки замков были оштукатурены  (на территориях с преобладанием лютерано-евангелического населения). Это касается и кёнигсбергского замка. Считалось нормой разрушать и сносить орденские замки для использования строительного материала в хозяйственных целях как пример: (Бальга, Бранденбург, Лохштедт, Кройцбург и многие другие). Очень многие перестраивались. (Георгенбург, Кёнигсберг, Инстербург и масса более мелких замков).

Единственное, что спасло эти памятники так это их количество. В орденское время было построено так много, что всё снести было просто невозможно. Если замки всё - таки разбирались и сносились то кирхи по большей части сохранились, они продолжали выполнять свои функции в качестве лютеранско-евангелических храмов. Впервые о памятниках орденского периода в Пруссии заговорили в 19 веке, с подачи известного архитектора Шинкеля который в 1834 г. сделал запись в своём дневнике о руинах замка Бальга, в которых рекомендовал служащим имения Бальга заботиться о сохранности этих руин. Его поддержал камер президент фон Ауэрсвальд, который выступил за сохранение руин замка.

Как-то в Интернете  попал на страничку Википедии посвящённой истории Тевтонского ордена, где наши «историки» публикуют своё понимание этой самой истории, и обнаружил там опус,  цитирую: «Пруссия, несмотря на то что была протестантским государством, претендовала на то, что является духовной наследницей ордена, особенно в части воинских традиций». (выделено мной АБ). 

Хотелось бы только знать, в чём именно эти традиции выражались на самом деле. Не голословно заявить о каких то там  традициях, а конкретно их обозначить.                                                                                                                       Да  Какие могли быть традиции у Тевтонского ордена кроме борьбы против язычников.

На что претендовала армия Германии в 19 и 20 вв. так это на традиции Прусской армии Фридриха II Великого,  (Кстати эта традиция сохраняется до сегодняшнего дня) но никак не Тевтонского ордена.

Теперь   о нацистах

   Очень часто в наших периодических и псевдоисторических изданиях попадаются сообщения о нацистской Германии и организации СС как наследников  Тевтонского ордена. Этот идеологический штамп о преемственности как я полагаю, не имеет под собой  никакой базы.

Доктрина

 Очень много говорится о доктрине Тевтонского ордена. В Интернете  в той же Википедии я прочитал: «Нацисты считали себя продолжателями дела ордена, особенно в области геополитики. Доктрина ордена «натиск на Восток» была полностью усвоена руководством». (надо полагать нацистской Германии).

Очень интересное заявление, если учесть что сам политический лозунг «Drang nach Osten» впервые был употреблён в националистической дискуссии  только в середине 19 века. В качестве первого письменного документа (источника) часто называется открытое письмо польского публициста Юлиана Клачко Георгу Гервинусу, датированное 1849 годом.[1] Клачко все же использовал не формулировку «Drang», а «Zug nach Osten»[2] в том же значении.

О какой доктрине идёт речь? Если главной задачей Тевтонского ордена и других рыцарских орденов (Тамплиеры и Иоанниты) являлась оборона Святой Земли, которая отнимала основные силы ордена, по некоторым данным две трети рыцарей находились на Ближнем Востоке. Гарнизоны Тевтонского ордена были разбросаны от Киликийской Армении на севере, до границы с Египтом на юге, что по прямой составляет более 700 километров    

  Важное значение имело, и присутствие ордена в Испании, куда он был приглашён королём Фердинандом III Кастильским, где Тевтонский орден вместе с другими рыцарскими орденами (тамплиеров и иоаннитов) с 1222 г. принимал участие в затянувшейся  реконкисте против мусульман. Можно предположить, что в Испании находилось не менее трети от всех вооружённых сил ордена.

 Похоже, не рвался Орден на восток. Как известно и в Пруссию орден попал не по собственному желанию с целью «Натиска на восток», а по приглашению польского князя, у которого не было сил противостоять набегам прусских язычников.  Да и переговоры об участии Тевтонского ордена  шли 5 лет.

 

 

Завоевание Пруссии шло, как я уже говорил в предыдущей статье по остаточному принципу.  Если в Святой Земле находилось более 100 рыцарей, в Испании несколько десятков,  то против  Пруссии в 1231 г. орден смог выставить  только 8-9 рыцарей. 

 

Может быть дальше, в Ливонию на северо-восток орден пришёл по собственному желанию. Опять же нет. Известно, что орден меченосцев ещё в 1231 г. предлагал Тевтонскому ордену объединение.  

 К  Германну фон Зальца в Италию в 1231 г была направлена многочисленная делегация меченосцев. После ознакомления с ситуацией верховный магистр понял, как будет сложно избежать зависимых условий, в которых находится орден меченосцев[i]. В результате делегация, так и не дождавшись ответа, отбыла в Ливонию.

Но, меченосцы не оставили надежды объединиться с Тевтонским орденом. С этой целью магистр Фолквин уже через папу Григория IX в 1234 г. вновь предложил   Германну фон Зальца объединиться. Фон Зальца был против  этого объединения[ii] но, ему был необходим повод для отказа. Для этого он в 1235 г. отправляет в Ливонию  делегацию во главе с комтуром фон Ноенбург.  После ознакомления с порядками  в ордене меченосцев и возвращении в Германию, в Марбурге был собран капитул, который возглавил ландмейстер Людвиг фон Оттинген. Меченосцы прибывшие на этот капитул были тщательно опрошены, об их уставе, образе жизни, владениях и притязаниях. Затем была опрошена делегация побывавшая в Ливонии. Глава делегации фон Ноенбург представил отчет, в котором в очень негативном свете  описал поведение братьев меченосцев,  которые в своей деятельности нарушают орденские уставы, и больше уделяют внимания личному за счёт общественного блага. «А эти прибавил он, указывая пальцем на присутствующих меченосцев, да ещё четверо мне известных, хуже всех там»[iii]. Формальный повод к отказу в объединении был найден.

Орден меченосцев во второй половине лета 1236 года организовал поход против усиливающейся Литвы, к этой акции присоединился и Псков, земли которого так же подвергались литовским набегам. (О чём имеются многочисленные записи в русских летописях 20-30 годах 13 века). Это предприятие завершилось для союзников тяжёлым поражением при Сауле (Зауле), в котором меченосцы потеряли убитыми своего магистра и большую часть (48)   рыцарей. Из 200 псковских дружинников домой вернулись только два десятка.[iv]

  Меченосцев это поражение поставило на грань  краха. «Братья рыцарей Христа»  вновь обратились к Тевтонскому ордену с просьбой о помощи и объединении. Германн фон Зальца в резкой форме им отказал, указывая на беспорядки в ордене и отсутствие строгой дисциплины. Но это объяснение было только формальность, по сути, Тевтонский орден не желал брать на себя проблемы, созданные меченосцами в своей внутренней и внешней политике.  

Этот отказ вынудил меченосцев обратиться на прямую, к римскому папе.  Епископы Рижский, Дорпатский и Эзельский (Сааремаа –Викский) под впечатлением страшного разгрома при Сауле  эту просьбу поддержали [v]. Только под сильнейшим давлением папы (практически это был приказ)[vi], 13 мая в 1237 г. в Витербо, была подписана булла о слиянии орденов. Объединение состоялось, и орден вынужден был продвинуться дальше на северо-восток.

Ещё в конце 14 века в конвентах Пруссии шли невесёлые разговоры о «Ливонском наследии». Так как кроме лишней головной боли, объединение с меченосцами им ничего не принесло.

 

Идеология

Теперь об идеологии.  Тевтонский орден являлся христианским и был создан для активной борьбы с язычеством. Что в корне расходилось с идеологией основателя СС  Генриха Гиммлера, где в основе своей изначально предполагался древнегерманский языческий культ. Выступая перед руководителями окружных организаций СС в Доме летчика, в связи с объявленным в стране трауром по поводу убийства в Праге обергруппенфюрера SS Гейдриха, Гиммлер  заявил: "..Христианство - эта чума, эта моровая язва мировой цивилизации - должно быть уничтожено. Если это не удастся сделать нашему поколению, значит, не удастся сделать уже никому».

На могилах павших SS ставился не крест, а рунический знак смерти.

Идеологическая система SS представляет собой чудовищную смесь собственных предрассудков родоначальников национал-социалистического движения и маловразумительных идей таких авторов, как геополитик Карл Хаусхофер с его обоснованием "исторической закономерности территориальной экспансии Германии", Фридрих Макс Мюллер с его теорией "арийской филологии", француз Артур де Гобино - с измышлениями "о неравенстве человеческих рас" и британец Хьюстон Стюарт Чемберлен - с идеей "человека и сверхчеловека", Ганс Гербигер с "доктриной вечного льда" и многие другие. Но все же важнейшими компонентами нацистской и эсэсовской идеологии стала интерпретация воззрений Ницше и его рассуждений о "сильных и слабых нациях" и расистские эскапады Рихарда Вальтера Дарре, ставшим руководителем Главного управления SS по вопросам расы и поселений.

Какие тут могут быть параллели с христианством и Тевтонским орденом?

 

Ничто в СС не напоминало о Тевтонском ордене, ни униформа, ни символы,  ни гербы не девизы. Более того, всё было совершенно противоположным.

 

Орденские рыцари носили белые одежды, SS чёрные.  

 

Символы гербы

 Тевтонский орден  имел  герб в виде  христианского креста.

  SS языческие руны (которые представляют собой знаки древнейшего германского алфавита), и мёртвую голову (череп) .

Мы всегда готовы к битве, если нас зовут в бой руны и мертвая голова... Боевой гимн «Все мы SS».  Что тут общего?

 

Девизы

 Девиз Тевтонского Ордена: "Helfen - Wehren - Heilen" (Помогать-Защищать-Лечить).

 Девизом SS Meine Ehre heißt Treue! — ( Моя честь называется верность, так же возможный перевод на русский язык Верность — моя честь). Этот  девиз имелся на пряжках ремней солдат и офицеров войск SS. Девиз SS Meine Ehre heißt Treue! на пряжках писался всегда с восклицательным знаком. (В отличие от девиза вермахта Gott mit uns - «С нами бог»).

Девиз представлял собой несколько изменённое выражение Гитлера 1931 года «Эсэсовец, твоя честь называется верность» (нем. SS-Mann, deine Ehre heißt Treue).

Традиционные понятия добродетели — «честь» и «верность»  употреблялись в SS  только по отношению к  Адольфу Гитлеру. 

С чем можно согласиться в Википедии посвящённой Тевтонскому ордену так это последнему  абзацу. Цитата : « После аншлюсса Австрии 6 сентября 1938 года сохранившиеся владения ордена были национализированы в пользу Германии. То же самое произошло после захвата Чехословакии в 1939 году. Сохранили независимость только орденские больницы и здания в Югославии и на юге Тироля. При этом нацисты преследовали священников настоящего ордена,  в период нацистских гонений на Орден его деятельность была фактически свёрнута».  

 И тогда встаёт вопрос:  Как могли нацисты устраивать гонения на своих духовных отцов?                    

 



[1]    etwa bei Hans Lemberg, Der "Drang nach Osten" - Mythos und Realität, in: Andreas Lawaty/Hubert Orłowski (Hg.), Deutsche in Polen. Geschichte - Kultur - Politik, München 2003: C.H. Beck, S. 33-38, hier S. 34

[2]    J.K. [Julian Klaczko], Die deutschen Hegemonen. Offenes Sendschreiben an Herrn Georg Gervinus, Berlin 1849, S. 7, zitiert nach Andreas Lawaty, Das Ende Preussens in polnischer Sicht: Zur Kontinuität negativer Wirkungen der preußischen Geschichte auf die deutsch-polnischen Beziehungen, Berlin, New York 1986: Walter de Gruyter, S. 25, Fn. 19.



[i] Voigt J., Handbuch  Ersten Band. S.140.

[ii] Manfred Hellmann Die Stellung des Livlaendischen Ordensweiges zur Gesamtpolitik des Deutschen Ordens von 13. Bis zum 16. Jahrhundert. //Von Akkon bis Wien. Herausgegeben Udo Arnold. Marburg, 1978. S. 7. 

[iii] Соловьёв С.М. стр.127.

[iv] Там же. стр.128.

[v] Арбузов Л.А. Очерки истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии, С.П. 1912. С. 38.

[vi] Manfred Hellmann Die Stellung. S. 7.