Пилигримы-крестоносцы в Пруссии

Немецкий (Тевтонский) орден в Испании

"Ледовое побоище" - о построение свиньёй или острой колонной.

Пруссы сегодня

Историческое прошлое Пруссии  созданное российскими и советскими историками в 19-20 вв. хорошо известно  читателюинтересующемуся историей нашего региона. Одной из главных аксиом в этой истории является полное уничтожение пруссов тевтонским орденом. Эти идеологические штампы особенно  видны после окончания 2 мировой войны. Знакомо заявление советских историков выполняющих политический заказ КПСС, что коренное население Пруссии в 13-14 вв.  было  полностью уничтожено.

Но когда современные историки обратились к историческим источникам, оказалось, что прусское население в орденском государстве не только существовало, но и являлось преобладающим.  Статистика  говорит о том, что к началу 15 века на территории Пруссии проживало около 500 тысяч человек, из них до 300 тысяч это были пруссы, принявшие христианство. Остальные 200 тысяч приходились на немцев и славян польского происхождения, а также кашубы и мазуры. Более того, имеются факты, говорящие о том, что многие орденские рыцари знали прусский язык.  Оно и понятно, он им был необходим для руководства прусскими витингами находившихся на службе у ордена.

            После реформации в 1525 г  когда тевтонский орден в Пруссии прекратил своё существование, по распоряжению лютеранской церкви и лично герцога Пруссии Альбрехта на прусский язык переводились богословские книги.  В 16 веке пастор кирхи Побеттен – Романово (Зеленоградский р-н) перевёл  катехизис.  В тех деревенских приходских церквях, где священники не знали прусского языка, они пользовались услугами переводчиков.   

До конца 17 в. прусский язык был ещё живой. По крайней мере, известно множество фактов, что в быту прусские крестьяне пользовались своим родным языком. Только в начале 18 века в результате разразившейся в Европе эпидемии чумы  в Пруссии в 1709-10 гг  вымерло 2/3 населения. Многие деревни, а именно там сохранялся прусский язык, прекратили существование.

Тем не менее ещё в конце 19 в. дворянство прусского происхождения на Замланде (Зеленоградский р-н) преобладало над немецким как 3 к 2. В районе Меденау  - Логвино  семья фон Таубенхайм, фон Тизель, фон Дальтитц, фон дер Альбс. Эти на первый взгляд немецкие фамилии все имеют прусские корни с германизированными окончаниями.

Старейшая прусская дворянская фамилия фон Пербандт родоначальником которой был прусский вождь Склоде из района Кведнау (сейчас Северная гора) известна с 13 века. Этот род имел поместье Виндекайм сейчас это местечко не существует. Род начинается с Матиеса фон Виндекайм по прозванию Пербанд. Этот известный древнейший дворянский род существует до сегодняшнего дня.

 В целом многие прусские фамилии продолжают существовать до сегодняшнего дня. Как пример:  Лепа, Лушнат, Дабеке, Толе и т.д. Часто сталкиваясь с приезжающими из Германии бывшими жителями Восточной Пруссии удивляешься их неожиданным и на первый взгляд странным фамилиям.

Немецкий язык в Пруссии подвергся большому влиянию пруссов говорящих на этом языке. Первоначально это был акцент с которым говорило местное население на немецком языке. Но некоторый акцент закрепился в языке и использовался даже немцами проживающими в Пруссии. К 20 в. это послужило образованию Восточно-Прусского диалекта немецкого языка. Он отличался своей мягкостью, несколько длиннее звучала «У» и особый звук «Э».

После 1945 г. немецко-язычное население, было депортированы в Германию.

Как известно вскоре на территории Западной Германии из выселенных и бежавших из Восточной Пруссии жителей  было образовано «Восточно-Прусское  землячество». Это землячество подразделялось на районные организации.

Постепенно из этой среды выделилась группа людей имевшие прусские корни. К концу 70-х годов они объединились в отдельную общественную организацию «Толькемита». Целью этого общества было напомнить о коренном населении Восточной провинции Германии, которые внесли свою немалую лепту в историю Пруссии, и прежде всего заявить о том  что пруссы ещё существуют.

Обществом были сделаны попытки к  созданию предпосылок для возрождения прусского языка. Для этого руководством Толькемиты делались попытки привлечь учёных и исследователей России (Топоров) и Литвы (Мажюлис).     Неоднократно члены Толькемиты связывались с Топоровым с просьбой, что бы он продолжил составление прусского словаря, не законченного им в 70-80 годах. Предлагалась финансовая поддержка. К сожалению Топоров не смог продолжить свой труд, ссылаясь на свой преклонный возраст и здоровье.

            Со второй половины 90-х годов обществом «Толькемита» неоднократно делались попытки получить статус нацменьшинства. Но все обращения в бундестаг и в Министерство культуры наткнулись на отказ. Причина была одна, отсутствие на сегодняшний день живого прусского языка.   

Уже много лет обществом   Толькемита издаются журналы и научные исследования по истории, этнографии, языку  и религии пруссов.  Изучаются сохранившиеся в архивах документы. В одном из документов орденских времён было обнаружено судебное решение по обвинению католической церкви   одной прусской женщины, которая,  как было известно, помогала женщинам с помощью «контрацептивов»  не забеременеть. Использовала она для этих целей рецепт (не очень понятный) в котором  основным компонентом являлся янтарь.

В 1999 г был издан «Базовый русско-прусский словарь» для дальнейшей рекреации лексики (Замландский диалект). Автором этого словаря является русский, имеющий литовское гражданство, он издал книгу под прусским псевдонимом Миккелс Клуссис. Словарь посвящён «Памяти Зигрид фон Пербандт потомка прусской знати 13 в. идеолога возрождения пруссов». Книга была издана с поддержкой объединения Толькемита.  

            Регулярно проводятся  конференции на которые приглашаются пруссы, которых судьба раскидала по разным странам.  В 2001 г в Германии и части Литвы  был проведён опрос среди жителей бывшей Восточной Пруссии. В нём  на вопрос кем вы себя ощущаете, немцем, литовцем или пруссом около 2-х миллионов людей причислили себя к пруссам.