Пилигримы-крестоносцы в Пруссии

"Ледовое побоище" - о построение свиньёй или острой колонной.

Комтурство Кёнигсберг и формирование восточнопрусского дворянства

Орден и пруссы

Прусские воины современное изображение
Прусские воины современное изображение

В связи с участившимися набегами пруссов на северные княжества Польши и  невозможности их предотвратить собственными силами, польский князь Конрад Мазовецкий  в 1225 г обратился за помощью к Тевтонскому ордену. В обмен на помощь князь предлагал им Хельмскую (Кульмскую) землю. После длительных переговоров с Конрадом, Тевтонский орден решил подготовить правовую базу и добился от императора  Фридриха II  Золотую буллу дававшей право на вечное владение Хельмской землёй и территориями которые могли быть завоёваны в будущем. 

            В начале 1231 г орденские рыцари и присоединившимся к ним крестоносцам[1]  вторглись в прусские земли. Возглавил этот отряд  Герман фон Бальк назначенный Великим магистром  ландмейстером Пруссии. В его подчинении находился маршал Теодорих фон Бернгейм и помощники Конрад фон Тутелен, Генрих фон Берк и Генрих фон Цайц   По мере наступления  завоёванные земли закреплялись строительством крепостей, замков и основанием городов. Города в основном заселялись немецкими переселенцами из Германии. Наступление Ордена было успешным, большеё частью благодаря отсутствию единства в разрознённых прусских племенах. К 1242 г. орденские отряды захватили Кульмскую землю, а также территории прусских племён Помезании, Погезании, Вармии и  Натангии.

С местным прусским населением Орден стремился урегулировать свои отношения на правовой основе. После первого прусского восстания (1242-1249 гг) Орден при посредничестве папского легата заключил с побеждёнными пруссами Христбургский договор от 7 февраля 1249 г.[2] 

По этому договору пруссам изъявившим покорность Ордену и принявших христианство, предоставлялась личная свобода.  Договор  изменил  порядок наследования в сторону либерализации. Если по древнему прусскому обычаю наследование переходило только сыновьям. То Орден такое право распространил и на дочерей, родителей и иных родственников наследователя. Кроме того, Христбургский договор  гарантировал пруссам  Помезании, Вармии и Натангии почти неограниченное право распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, включая право на завещание. Единственным исключением стало условие, согласно которому землю, доставшуюся по завещанию духовному лицу или церкви, надлежало в течение года продать кровным родственникам наследователя. Это условие  было оговорено Орденом с целью не допустить, усиление епископств которым принадлежали кирхи-церкви  на территории орденских владений. Более того, церковная  десятина,  которую обязано было платить население Западной Европы церкви, в Пруссии была уменьшена в 14-15 раз[3]. Епископам которым в дальнейшем выделялась треть завоёванных территорий, запрещалось увеличивать с пруссов ранее установленные Орденом подати.

Налоги в Пруссии в орденское правление XIII-XIV вв. были самыми малыми в Европе. Что крайне удивляет современных исследователей.  Налог в XIII в.  как правило, состоял из двух частей: денежной и натуральной. Денежный налог составлял  1 кёльнский пфенинг или 5 кульмских[4].  Натуральная часть налога уплачивалась ордену в виде 2 марок воска[5]. Итого в год набегало 1,5 грамма серебра и 380 граммов воска. По западно-европейским меркам объём такого налога носил в основном символический характер. Как раз это подчёркивается и прямым указанием в Кульмской грамоте, что  налог вносится в знак признания господства Тевтонского ордена.  Внёсший налог …   должен будет находиться под нашей юрисдикцией, а мы милостиво обязуемся защищать его от тех, кто причинит ему несправедливость и, насколько это в наших силах, возьмём его под свою защиту. Вышеупомянутый чинш (налог) они должны уплачивать ежегодно в день святого Мартина или в течении 15 следующих за ним дней.

Упоминаемый день св. Мартина – 11 ноября. Это был традиционный день уплаты податей, приуроченный к окончанию сельскохозяйственных работ. Всего для уплаты налога давалось 15 дней. Однако дело не столько в денежных суммах получаемые от земледельцев (они как уже сказано были невелики) сколько в намерении орденских властей подчеркнуть свои суверенные права на завоёванные территории[6]. 

Когда  к  середине 15 в. после поражения  в 1410 г в  Грюнвальдской битве и последующем финансовом кризисе ситуация в ордене  резко изменилась,  он был вынужден  постепенно  ввести нормальные налоги. В городах в среднем 16 скотов[7] с гуфы[8] соответствующих среднеевропейским, оказалась   эта сумма  в 96 раз больше привычного налога в Пруссии.

После завоевания прусской земли Барта, Орден в 1255 г захватил Самбию и продолжил наступление на  Надровию. Все вновь принявшие христианство пруссы пользовались  правами Христбургского договора. Местные племенные вожди и знатные пруссы,  если они принимали христианство и отрекались от язычества, автоматически причислялись к дворянству. Им оставлялись наследственные земли в свободное  владение и добавлялись участки в лен.  Взамен на это, они были обязаны принимать участие в походах ордена против язычников.      

В 1260 г началось второе восстание пруссов, которое затянулось на12 лет. В этом восстании не приняли участия только Кульмская земля и Помезания. За предательство многие пруссы потеряли предоставленные им ранее привилегии[9]. В то же время  часть пруссов со своими вождями остались верны ордену. О чём имеется большое количество упоминаний в орденских хрониках. С этого времени Орден счёл  вправе в индивидуальном порядке решать вопрос о статусе отдельных пруссов.  Тем не менее орден подходил с большой  осторожностью к вопросу о статусе и многие знатные пруссы замешанные в восстании и даже бежавшие в Литву были прощены и вернулись на родину.    

 



[1] Крестоносцами назывались светские рыцари, которые давали обет сходить в крестовый поход против язычников или мусульман. После похода они возвращались домой. Орденские рыцари монахи воевали с язычниками на постоянной основе и не имели права возвращаться к светской жизни. 

[2] Пашуто В.Т. Образование Литовского государства М. 1959. 

[3] Рогачевский А.Л. Кульмская грамота- памятник права Пруссии XIII в. С.П. 2002. 

[4] Кульмский пфенинг равнялся 0,3 грамма серебра

[5] Одна весовая марка 190 г

[6] Рогачевский А.Л. Кульмская грамота- памятник права Пруссии XIII в. С.П. 2002. 

[7] 1скот = 30 пфенингов

[8] Гуфа = 17,03 гектара

[9] За исключением пруссов проживающих в Кульмской земле и Помезании.

Витинги
Витинги