Пилигримы-крестоносцы в Пруссии

"Ледовое побоище" - о построение свиньёй или острой колонной.

Комтурство Кёнигсберг и формирование восточнопрусского дворянства

Studia Neutonica. Исследования по истории Немецкого ордена. Сборник научных трудов. Выпуск 1.

БФУ им. И. Канта 2012. С. 27-37.

АП Бахтин

 Орден и епископства в Пруссии  XIII начале  XIVвв.

 

 Тевтонский орден не занимался проповедованием христианства, это являлось прерогативой церкви. Задачей Ордена было завоевание территорий проживания язычников и формальное согласие последних на принятие христианства. Проповедование же и приобщение язычников к христианской церкви считалось задачей епископа и его капитула. Поэтому нельзя обвинять Орден в отсутствии стремления к приобщению язычников к христианству в виду понимания того, что эта задача ему была просто несвойственна. Орден в своих рядах имел очень ограниченное количество братьев капелланов-священников, исполнявших свои обязанности по духовному окормлению орденских братьев.

 

Уже более 10 лет шло завоевание Пруссии, когда в 1243 г. умирает епископ Кристиан Прусский, ставший в последние годы своей жизни ярым противником Ордена. Он, называвший себя «первым епископом Пруссии», требовал себе власть, подобную власти Рижского епископа, и подчинение себе Тевтонского ордена. Но, получив категорический отказ папы и, соответственно, унижение перед Орденом, он, как полагают, не смог перенести этого и скончался[i].

Смерть Кристиана облегчила создание новой организации церковного дела, чем активно занимался уполномоченный папский легат Вильгельм Моденский. В соответствии с документом от 29 июля 1243 г., выданным в Анагнии (Anagnia), в Италии, подтвержденным папской буллой 8 октября 1243 г., Вильгельм Моденский приступил к церковному делению страны.     Были созданы четыре епископства, очень разные по размерам. Разработка этого административно-территориального деления была закончена и принята в Торне 10 апреля 1244 г. при участии многих прелатов и орденских рыцарей. Это был фундамент основного закона, на котором в дальнейшем была возведена прусская церковная система. По данному закону территория, захваченная Орденом, делилась на три части. Одна часть предназначалась под епископство (какая именно - решалось по взаимному согласию между епископом и орденскими рыцарями). Если епископ не желал сам сделать выбор между частями - решение принималось согласно жребию[ii]. В дальнейшем, по мере создания капитула, треть епископства передавалась на его содержание.



[i] Voigt J. Handbuch. В.1. S.152-153.

[ii] Voigt J. Handbuch. В.1. S. 153-154.

Первое епископство - Кульмское - было самое малое. Его епископом был назначен верный помощник Кристиана, ревностный монах-проповедник Хaйденрайх (Heidenreich), который уже более 10 лет неустанно проповедовал Евангелия среди язычников. Второе епископство - Помезанское - включало в себя и часть Погезании; его первым епископом был избран друг и помощник Хaйденрайха, монах-проповедник Эрнст из Торгау (Ernst ans Torgau), многие годы проповедавший в Пруссии и показавший себя одним из достойнейших духовных лиц края. Третье епископство - Эрмланд – являлось самым значительным по размеру; епископом его был выбран некий Генрих (история не сохранила о нем ничего, кроме имени). Четвертое епископство должно было включить в себя еще не покоренные земли Самбии, Скаловии и часть Надровии.

Помимо епископства, где церковная и светская власть принадлежала епископу, церковная власть распространялась и на орденские владения (диоцеза) - то есть на оставшиеся две трети. Епископ обязан был на орденской территории нести ответственность за церковную жизнь, проповедовать христианство, приобщать язычников к церкви, создавать церковные общины. Он направлял священников в построенные общиной или Орденом кирхи. Но не всегда епископами выполнялись эти требования. Сохранились документы XIII века, в которых Орден неоднократно жалуется на Самбийского епископа, игнорировавшего свою обязанность по христианизации пруссов, годами не появляясь в своем епископстве.

Помезанское епископство красного цвета. Тёмно-красное соборный капитул. Светло-красный диоцеза..
Помезанское епископство красного цвета. Тёмно-красное соборный капитул. Светло-красный диоцеза..

Помезанское епископство  

На примере Помезанского епископства попробуем разобраться во взаимоотношениях Ордена и епископов.

В документе от 29 июля 1243 г. относительно границ епископства Помезании говорится следующее: «Второй приход (епархию) мы разграничиваем так, что он ограничивается Оссой, Вислой и Драузен-зее, оттуда - вверх по течению реки Пасалюк [Pasaluk] (Weeske); таким образом, к этому приходу должны относиться Вердер (Werder), Мариенвердер (Marienwerder), Зантиер и Гросс Вердер (Zantier/Groß Werder)… Кроме того, так как вышеупомянутые братья (Орден) несли всю тяжесть затрат, то поделили мы землю Пруссии так, что братья (Орден) должны владеть двумя третями полностью со всем доходом, и епископы - третьей частью со всей юрисдикцией и всеми правами; епископу будут однако в обеих частях братьев (Ордена) оставаться все (церковные) права, которые только епископом могут осуществляться».

Как уже говорилось выше, первым епископом Помезании стал в декабре 1248 г. доминиканский священник Эрнст (1248-1258). Так как избирательного органа в лице соборного капитула еще не было, кандидата избрали путем соглашения между церковью и Тевтонским орденом. В документе от 10 января 1249 г., епископ Эрнст уже назван «Pater Ernestus Pomozaniensisepiscopus ordinis predicatorum».

Но так как в это время продолжалось восстание пруссов, вступить в свои права епископ смог только после 1249 г. На следующий год (1250) состоялось разделение Помезании согласно папской булле от 1243 г. Для этой цели Вице-ландмейстер Людвиг ф. Кведен (v.Queden) разделил край на три примерно равные части и предложил епископу выбрать положенную ему треть. После некоторых раздумий тот решился на юго-западную часть на Висле и Оссе с замками Мариенвердер, Ризенбург и Шёнберг. Имеются еще 2 документа от 22 декабря 1255 г., оформленных в Грауденце, в которых епископ Эрнст подтверждает выбор области Мариенвердер/Ризенбург. Один из документов был с печатями ландмейстера, а также епископов Кульма и Эрмланда.

Чтобы в будущем не было претензий, папа Александр IV по просьбе Великого магистра засвидетельствовал в своей булле от 10 марта 1256 г. факт согласования обеими сторонами разделения края и поручил это зафиксировать епископу Кульма. В первые годы епископ Эрнст в качестве места резиденции использовал бывший орденский замок Мариенвердер, безопасность которого, очевидно, обеспечивалась орденским гарнизоном, ибо в 1258 г. там еще находился комтур Конрадус.

Епископство Помезания как викарное епископство (викарий – заместитель, наместник) было подчинено архиепископу Риги. Это подчиненное отношение распространялось на все прусские, а также лифляндские и эстонские епископства.    

 

Инкорпорация Помезанского епископства.  

Вскоре после смерти епископа Эрнста новым пастырем Помезании был назначен епископ Альберт (с 1258 по 1286 г.).

          Свою деятельность он начинал как светский священник, затем вступил в Орден в качестве капеллана. По его утверждению, он был избран епископом, причем остается открытым вопрос о том, кто сделал выбор, ибо в то время соборного капитула еще не было. Похоже, и на этот раз кандидатура была согласованна между церковью и Орденом. В этот раз Ордену удалось продвинуть на пост епископа орденского брата.    

          Во время второго прусского восстания - с 1260 по 1273 г. - Альберт, как и другие прусские епископы, был вынужден покинуть свою епархию.

          После своего возвращения в 1276 г. епископ Альберт велел построить для себя замок в близлежащем Ризенбурге, который был перестроен в 1330-1340 гг. под резиденцию помезанских епископов.

         Только в 1284 г. Альберт создает соборный капитул. При создании капитула ему помогали трое орденских братьев-священников, которые с согласия Прусского ландмейстера выбрали устраивающих Орден каноников.

          Об этом сообщается в документе от 25 февраля 1285 г., где говорится что епископ, с согласия ландмейстера Конрада ф. Тирберга младшего (Conrad v.Thierberg der J.), назначает Хейденрейха (Heidenreich) старшим пастором, а также Конрада (Conrad), Бартоломеуса (Bartholomäus), Генриха (Heinrich) и еще двоих по имени Йоганнес (Johannes). Наряду с этим епископ указывает, что впредь все избираемые каноники должны принадлежать к Тевтонскому ордену и должны выбираться с согласия Верховного магистра.

          27 сентября 1285 г. в Кафедральном соборе в Мариенвердере состоялось торжественное введение в должность шести каноников. В торжественном акте приняли участие ландмейстер, епископ Кульмский Вернер, а также многочисленные высокопоставленные лица церкви и Ордена.

          Для местопребывания соборного капитула был выделен замок Мариенвердер. В документе от 1 января 1286 г. епископ Альберт вместе с замком передал третью часть епископской территории со всеми правами соборному капитулу под личную ответственность. Капитул также получил патронат над церковным приходом города Мариенвердер. Вскоре основание капитула одобрил и архиепископ Рижский Йоганнес.

Эту тонкую политическую акцию по инкорпорации трех из четырех прусских епископств Орден провел в обмен на гарантии своей безопасности в этом постоянно находившемся под угрозой крае. Таким образом, два прусских восстания и начавшиеся вторжения литвинов сыграли на руку Ордену, и инкорпорация епископства фактически свершилась. Аналогичная ситуация произошла и с двумя другими епископствами - Кульмским и Самбийским. Орден добился даже права на визитации (ревизии) этих трех епископств.

После смерти епископа Альберта основанный им соборный капитул в первый раз выбрал нового епископа. Им стал Генрих (Heinrich), орденский священник и доктор канонического права. С 1283 г. он неоднократно фигурировал в свите ландмейстера Конрада фон Тирберга Младшего (1283-1288) в качестве имевшего юридическое образование советника (консультанта). Он участвовал в образовании соборных капитулов Помезании и Самбии (Замланда).

Все последующие епископы и члены соборного капитула всегда являлись членами Тевтонского ордена.                                           

Помезанский епископ, соборный капитул, старший пастор (Propst) и фогт имели отдельные печати. Печать епископа после каждого вступления в должность изготавливалась заново и фиксировала имя соответствующего епископа. Печати других обладателей должностей при смене их занимавших лиц не менялись.

На печати епископа Генриха был изображен обрамленный двумя башнями портал (ворота), в котором на коленях стоял епископ. Над аркой ворот находилась Мария с ребенком Иисусом. Надпись гласила: «Sigillum Fratris Henrici Dei Gratia Episcopi Insulae S. Mariae».

    

Противостояние архиепископа Рижского и Ордена

Начиная с XIV века, начинаются проблемы у Ордена и у инкорпорированных прусских епископов.  

Епископ Кристан (Kristan) (с 1303 по 1309 г.) был выбран в 1303 г. помезанским соборным капитулом, будучи старшим его пастором, четвертым епископом Помезании. Его утверждение и рукоположение основательно задержалось из-за перевода архиепископа Рижского Изарна (Isarn v.Riga) в Лунд (Lund). Как раз по причине ожидания назначения нового архиепископа и произошла задержка.

Наконец, в марте 1304 г. папа Бенедикт XI (Benedilt XI) назначил новым архиепископом Риги своего бывшего духовника (исповедника) Фридриха. Тот, однако, прибыл в епархию годом позднее. Поэтому и первый документ Кристиана датируется только 22 июля 1306 г. Умер епископ Кристан 14 декабря 1309 г.

Но это было только начало проблем.

Рижский архиепископ Фридрих, решивший уничтожить Тевтонский орден в Ливонии, всячески затягивал все последующие утверждения прусских епископов.

Так, новому избранному епископу Людеко (Лудеко) (Ludeko) (1319- 1329) на официальное утверждение потребовалось 10 лет.

   Произошло это не из-за недостатков электа[i], а из-за враждебных отношений архиепископа Фридриха Рижского к Тевтонскому ордену.

Получив отказ от архиепископа, Людеко отправился в Авиньон и апеллировал к курии. Папа Клеменс V (Clemens V) поручил провести проверку дела сначала кардиналу Николаусу (Nicolaus), перепоручив, однако, это дело вскоре архиепископу Йоганнесу Гранду (Johannes Grand) из Бремена, который в это время был занят на процессе архиепископа Риги Фридриха против Тевтонского ордена. По причине большой занятости бременский архиепископ на долгое время оставил дело без рассмотрения.

Людеко еще раз поехал к папскому двору (в 1313 г.) с электами Самбии и Кульма, которые также ожидали своей инаугурации. Там он добился возобновления производства дела. Папа поручил ведение дела кардиналу Якобу фон Колонна (Jacob v.Colonna). Однако вскоре и сам папа, и кардинал умерли, и дело снова замерло.

Чтобы сохранить епископство, Людеко отказался от всех прав, ему положенных. Только тогда новый папа всей полнотой апостольской власти велел рукоположить его. Кардинал Николаус из Остия (Nicolaus v. Ostia) 3 декабря 1319 г. провел акт инаугурации. Епископ Людеко умер вскоре после своего возвращения из Авиньона - 31 августа 1320 г.

Епископ Рудольф (с 1322 по 1331 г.) (Rudolf) стал шестым епископом Помезании. Так как его выбрал соборный капитул, его утверждение и введение в должность архиепископом Риги также столкнулось с трудностями. Архиепископ по прежнему враждовал с Орденом и, находясь при папском дворе, никому не доверял своего права свершения подобных актов.

Элект Рудольф отправился вместе с одним из уполномоченных соборного капитула на папский двор в Авиньон. Там он узнал, что папа в этот раз оставил за собой право определения на должность помезанского епископа, поэтому дал поручение исследовать вопрос выборов кардиналу Бертран(д)у (Bertrand).

Когда все же Рудольф отказался от своих прав при выборах, папа Йоганнес XXII силой своей апостольской власти, повелел кардиналу Беренгару ф. Порто (Berehgar v.Porto) рукоположить того в сан, произошло это 5 марта 1322 г.

Таким образом, на примере Помезанского епископства мы можем судить, каким образом складывалась организация церковного дела в орденском государстве. Прежде всего, это создание епископств на территории Пруссии, их инкорпорация в Тевтонский орден и образование соборных капитулов, что являлось решающим фактором для формальной деятельности данной структуры.



[i] Тот, кто избран, но ещё не вступил в должность официально; избранник до инаугурации.