Пилигримы-крестоносцы в Пруссии

"Ледовое побоище" - о построение свиньёй или острой колонной.

Комтурство Кёнигсберг и формирование восточнопрусского дворянства

Епископ Прусский Христиан (Кристиан)

Ещё в древние времена пруссы враждовали с Польшей. Поляки неоднократно пытались покорить их, но все усилия закончились безрезультатно. Не добившись победы оружием, они предприняли  попытку обратить пруссов в христианство с помощью христианских миссионеров. В 997 г. Болеслав Храбрый отправляет в земли пруссов пражского епископа Адальберта (Войцеха). Но эта миссия закончилась для Адальберта трагически. Заподозрив в нём польского шпиона, пруссы убивают его. Произошло это  23 апреля 997 г. в день святого Георгия. Останки мученика были выкуплены Болеславом и отправлены в Гнезно[1].

            Неудачей закончилась и следующая акция миссионера монаха Бруно из Кверфурта, он  и 18 его спутников, погибают от рук язычников   14 февраля 1009 г., по словам летописца, «где-то на границе Пруссии и Руси»[2]. 

            В   XII в. Болеслав III (Кривоустый) вновь делает попытку покорить пруссов. Но оба его похода заканчиваются практически ничем. 

            После начавшихся в Польше междоусобиц полякам  стало не до пруссов. Но тут уже пруссы, воспользовавшись ослаблением своих южных врагов, начали предпринимать против них грабительские походы. Обессиленная Польша не смогла отразить эти нападения.

            Чтобы как-то предотвратить эти набеги, были вновь предприняты усилия по христианизации пруссов.

            Попытки привить пруссам христианство возобновил с 1206 г. (по другим данным с  1208 г. и даже с 1209 г.)   цистерцианский монах Христиан (Кристиан) , человек большого ума и силы воли, обладающего организаторскими способностями.

            До сих пор  неизвестна его национальность, есть предположение (Карл Ломейер), что он был немцем Готфридом из великопольского монастыря Лугне (Лекио), а имя Христиан (Кристиан) как говорится  в сообщении за 1215 г. в одной из восточно-саксонских хроник, было им получено за его миссионерскую деятельность по христианизации пруссов. Перебравшись в монастырь Оливы, на левом берегу Вислы недалеко от прусской границы он активно приступил к подготовке проповеди христианства среди пруссов. Его целью была попытка мирными путями найти среди них друзей и обратить их на «путь истинный». Он собирал любую информацию о пруссах  их быте, веровании и языке. Примером для него служил ливонский проповедник  Мейнхард действовавший на реке Даугава среди язычников Латвии.

            За помощью и официальным разрешением Кристиан отправился в Рим к папе Иннокентию III.  Римский папа очень обрадовался перспективе закончить более чем столетние попытки обратить в христианство прибалтийский народ. Он без колебаний выполнил просьбу отважного монаха и в распоряжении от 26 октября 1206 г. поручил Кристиану предпринимать любые мероприятия, какие он сочтёт необходимыми для обращения язычников в христианство, а всех священников верхней и нижней Польши,  буллой от 4 сентября 1210 г.  призвал всячески способствовать ускорению и завершению этой миссии.  По поручении  папы, он так же должен был активно сотрудничать с польской католической церковью.

 

Уже в следующем году Кристиан переправился через Вислу служившей границей между язычниками и христианами, начав проповедовать Евангелия. Отправляясь в Пруссию, Кристиан говорил «урожай созрел для жатвы» имея в виду, что пруссы готовы для принятия христианства, и хотя один из двух сопровождающих его монахов сразу после вступления на территорию пруссов, принял мученическую смерть, его миссия была достаточно успешна. Некоторые знатные вожди прусских родов, а за ними и часть простого народа приняли крещение. Среди них было два знатных прусса, братья Содрех и Фалет, обращённые лично Кристианом. 

     Каким то образом на западе были осведомлены о деятельности Кристиана, один очень хорошо осведомлённый монах в Бельгии уже тогда говорил, что Готфрид мог быть «первым епископом страны».

Столетием позже монахи из монастыря  Олива  в Поморье прославили свою обитель только тем, что Кристиан вышел  из их монастыря для крещения пруссов.

     Кристиан не только обращал пруссов, но и некоторых из них посылал для обучения на запад в монастыри.  После подготовки   он их направлял в Пруссию для обращения своих собратьев. Так, известно, что два прусса Свобобул и Варпод, после крещения Павел  и Филипп, были посланы в земли Вармии, и Натангии проповедовать христианство. В общем незначительные  успехи в обращении пограничных пруссов, в докладах папе  значительно преувеличивались.  В 1215 г. (1216 г) папа Иннокентий III ободрённый сообщениями Кристиана назначает его епископом Пруссии. 

     И хотя достижения были не велики, правовые притязания Кристиана уже значительно выросли, и он старался утвердить свой приоритет по отношению к светской власти. Что бы доказать  свои успехи в обращении язычников он переселяется   в 1222 г. за Вислу в прусские земли.

         Но так как интенсивность  прусских набегов на  Польшу не уменьшалась  папа призывая европейских христиан к крестовому походу в Палестину указывал, что богу были бы угодны и походы против язычников, европейских.

       Следующие походы, обрушившиеся на Пруссию, уже были крестовыми, официально благословлённые церковью. Организовали их польские князья, поддержанные государственными и духовными руководителями. В первом походе 1222 г. приняли участие князья Лешек Белый,  Бородатый и Конрад Мазовецкий. Через год к ним присоединился князь Святополк, а так же множество епископов. И на этот раз Пруссию они   покорить не смогли. В ответ на это пруссы уничтожили своих соплеменников уже принявших христианство, пограничная Хельмская земля  где поселился Кристиан была превращена в пустыню, а он сам лишившись своей резиденции вынужден был бежать. Епископ Кристиан укрылся  в монастыре  Олива. Но преследующие его пруссы, узнав, где он скрывается, сожгли и этот монастырь.

            Граница   запылала вновь.  Пруссы начали массированные набеги, опустошая и разоряя Поморье и Мазовию, Что бы прекратить эти набеги необходимо было организовать постоянную охрану границы, особенно со стороны Мазовии.

            В этом катастрофическом положении Конрад Мазовецкий решает создать свой рыцарский орден. Созданный в 1224 г. орден назывался «Братья рыцарской службы Христу в Пруссии»[3] или « Добжинский» по месту своей резиденции крепости Добжинь.  Но в первом же сражении (1224г.) Добжинские братья были разбиты. Пруссы неоднократно  осаждали крепость, они настолько деморализовали орденских братьев, что даже небольшой прусский  отряд мог спокойно грабить окрестности крепости, не встречая никакого сопротивления с их стороны[4].

            Конрад Мазовецкий, завязал контакты с великим магистром Немецкого ордена Германом фон Зальца.  Он обратился к нему с просьбой, о помощи в борьбе с пруссами.

            Герман фон Зальца был в курсе дел европейского севера, он был также знаком с проблемами миссии Кристиана.

            Получив от Конрада Хельмские земли, фон Зальца решил добиться поддержки от императора Фридриха II и Римского папы. В 1226 г. магистр получает от Фридриха II    «Золотую буллу» с правом на завоевание языческих земель. 

            Магистр  ясно видел и трудности, с которыми ему предстоит столкнуться, особенно в отношении папской миссии во главе с епископом Кристианом. Основная проблема  выглядела таким образом, папская теория миссионерства:  язычники должны быть обращены в христианство, но нельзя подчинять их своему господству[5]. В 1230 г. папа Григорий IX дал разрешение ордену расширить сферу христианства в этой стране, разрешив занятие территорий, не охваченных христианскими миссиями, а также взял под опёку в будущем захваченные ими земли.

            Не дожидаясь полного согласования с императором и папой, а так же ставленником Римской курии епископом Кристианом, фон Зальца решает начать наступление в Пруссии. 

            Взаимоотношения ордена с епископом Кристианом прошли несколько этапов, в 1231 г. с ним был заключён договор в Рубенихте, согласно которому Кристиан отказывался от прав на владения Кульмской землёй, переданной ему епископом Плоцка, и землями, подаренными ему Конрадом Мазовецким, но сохранял свои епископские права на этой территории.

            Неожиданный случай помог ордену приблизится к своей цели.

            Уже после начала наступления Ордена  в Пруссии (1231г.), епископ Кристиан во время новой поездки к пруссам,  в 1233 г., был взят язычниками в плен. Орденские братья и пальцем не пошевелили, что бы его спасти. Напротив, Герман фон Зальца, воспользовавшись тем, что конкурент устранён, с успехом заключил соглашение с Римом. Григорий IX, убеждённый магистром, что Кристиан пропал без вести, 3 августа 1234 г. издаёт буллу, по сути, аналогичную «золотой булле».

Епископ Кристиан более 5 лет пробыл в плену у пруссов. За это время он хорошо изучил историю, быт и религию прусских племён. Он добился уважения прусских вождей и, в конце концов, получил свободу. После окончания плена им была описана история и жизнь и легенды прусских племён. Часть этих утерянных позже  записей  использовалась хронистами и позднесредневековыми историками.

            Оказавшись на свободе, Кристиан пытался восстановить свою церковную и светскую власть на завоёванной орденом территории.  Но все его попытки оказались бесплодными. Новый папа к этому времени был вполне удовлетворён  Немецким орденом, который достаточно успешно продолжал завоевание прусских племён. Кристиану в 1244 г. было предложено на выбор одно из четырёх  епископств создаваемых Орденом на  завоёванных землях. Кристиан отверг это предложение и выступив против Ордена, получившего в его лица серьёзного  противника. Но его деятельность не получила должного размаха в 1245 г. он умирает.



[1] Manns P. Alle Biographien zum Regionalkalender fur das Deutsche Sprachtgebiet. Mainz 1977

[2] Nowakowski A.  

[3] Schumacher B. Geschichte Ost- und West Рreussen.   нем. «Bruder vom Riterdienste Christi in Preussen».

[4] Петр из Дусбурга Хроника земли Прусской. Москва. 1997.  

[5] Caspar Erich.  Hermann von Salza und die Grundung des Deutschordensstaats in Preussen,